Машиностроение Казахстана
Машиностроение является приоритетной отраслью Казахстана. Оно тесно связано с другими межотраслевыми промышленными комплексами, поэтому уровень его развития оказывает непосредственное влияние на экономическую независимость и безопасность страны. На долю машиностроения приходится порядка 8% от общего объема промышленного производства.
История отрасли
Сразу после начала Великой Отечественной войны в Казахстан было эвакуировано несколько производственных цехов машиностроительных заводов, что послужило толчком к развитию отрасли. Тогда же были введены в эксплуатацию первые предприятия транспортного машиностроения. Однако развитие отрасли не было активным, т. к. приоритетными направлениями экономики Казахской ССР были черная и цветная металлургия, нефтедобывающая и химическая промышленность.
Машиностроительная отрасль в основном была направлена на обслуживание ведущих отраслей народного хозяйства страны. В целом, темпы производства наращивались крайне медленно. Так, общий объем производства с 1960 по 1970 год увеличился всего на 0,2%. По этой причине более 70% техники ввозилось из соседних республик.
Состояние машиностроения в настоящее время
Точкой отсчета развития отрасли в новейшей истории Казахстана принято считать 2005 год. С этого времени машиностроение стабильно наращивает объемы выпускаемой продукции.
Машиностроение Казахстана специализируется, прежде всего, на производстве горно-шахтного оборудования, станков, тракторов и прочей сельскохозяйственной техники. Кроме того, предприятия выпускают кузнечно-прессовое оборудование, металлорежущие станки, аккумуляторы, центробежные насосы, рентгеновские аппараты и пр.
Важную роль в развитии отрасли играют иностранные инвестиции. Зарубежные инвесторы заинтересованы в запуске ряда предприятий по производству медицинского оборудования, дизельных двигателей, оборудования пищевой промышленности, электродвигателей и других изделий производственно-технического назначения.
Машиностроение в экономике Казахстана
Ведущими отраслями данного промышленного сектора являются автомобильное, сельскохозяйственное, нефтегазовое, железнодорожное, электротехническое и горнорудное машиностроение.
Автомобилестроение
Наибольшее развитие показателей среди всех отраслей машиностроения демонстрирует автомобилестроение. Объем и качество выпускаемой продукции позволяет экспортировать их в соседние страны.
Крупнейший автосборочный завод страны расположен в Усть-Каменогорске. Ежегодно на мощностях АО «Азия Авто» выпускаются автомобили марки Skoda (Octavia, Superb, Yeti), Chevrolet (Captiva, Epica, Lacetti, Cruze, Aveo), KIA (Sorento, Mohave, Cerato, Sportage), Lada 4x4 – всего более 10 тыс. транспортных средств.
В 2020 году в Алматы был открыт завод Hyundai Trans Kazakhstan, выпустивший с тех пор более 30 тыс. автомобилей.
Сельскохозяйственное машиностроение
За прошедшее десятилетие объемы производства данного сектора увеличились в 5 раз. Главным предприятием является АО «АгромашХолдинг KZ», выпускающий тракторы, комбайны, сеялки и другие комплектующие для сельскохозяйственной техники.
В 2019 году совместно с китайскими партнёрами было запущено серийное производство тракторов LOVOL. В том же году введен в эксплуатацию завод в Костанае, специализирующийся на выпуске сельскохозяйственной техники марки «Кировец». Мощность предприятия составляет 700 единиц техники в год.
Нефтегазовое машиностроение
Предприятия отрасли занимаются изготовлением оборудования для фильтрования газов, силовых установок, насосного оборудования и пр. Ведутся переговоры о сотрудничестве с крупными мировыми представителями сектора, что означает возможность получения в будущем международных сертификатов качества на выпускаемую продукцию. Главные предприятия:
- ТОО «Белкамит».
- ТОО «АтырауНефтеМаш».
- АО «Усть-Каменогорский арматурный завод».
- АО «Петропавловский Завод Тяжелого Машиностроения».
Железнодорожное машиностроение
Внедрение современного оборудования позволило предприятиям нарастить объёмы производства за счёт выпуска новой продукции: тепловозов и электровозов, а также составных частей железнодорожного транспорта.
С 2010 года в Казахстане были введены в эксплуатацию следующие заводы:
- АО «Локомотив курастыру зауыты».
- ТОО «Электровоз құрастыру зауыты».
- ТОО «Проммашкомплект».
- ТОО «Вагоностроительный завод «Тұлпар».
Продукция, выпускаемая предприятиями, идёт на экспорт.
Электротехническое машиностроение
Заводы отрасли производят трансформаторы, высоковольтное оборудование, электротехнические изделия, аккумуляторы для легкового и грузового транспорта, комплектные и мачтовые подстанции, электромонтажные изделия и др.
Крупнейшими предприятиями являются:
- ТОО «Кайнар-АКБ».
- АО «Кентауский трансформаторный завод».
- АО «Казэнергокабель».
Горнорудное машиностроение
Предприятия отрасли специализируются на выпуске самоходных бурильных установок, полноповоротных машин, шахтных вагонеток, дробильно-измельчительного оборудования и ряда запчастей для спецтехники.
Ключевыми компаниями являются:
- АО «Алматинский завод тяжелого машиностроения».
- ПК «Казцинкмаш».
- ТОО «Курылысмет».
Проблемы отрасли
Как и любая отрасль, машиностроение сталкивается с рядом проблем, сдерживающих развитие:
- дефицит квалифицированных сотрудников на всех уровнях;
- устаревшая материально-техническая база;
- отсутствие собственных конструкторских служб;
- недостаток современных цифровых технологий на производствах;
- недостаточная финансовая поддержка со стороны государства.
Несмотря на существующие проблемы, отрасль продолжает развиваться и совершенствоваться. Значительному продвижению будет способствовать государственная поддержка на всех уровнях.