Автопром Казахстана: статистика, проблемы и перспективы развития отрасли

20 ноября 2024 17:25
Категория: Машиностроение
tazabek.kg tazabek.kg

Автомобильная промышленность в Казахстане является одним из приоритетных направлений развития экономики и активно поддерживается на государственном уровне. За последние 10 лет в стране было запущено более 130 новых предприятий по производству автомобилей, которые обошлись государству в 400 млрд тенге. В настоящее время в стране производятся все виды транспортных средств, комплектующие и запчасти, работники самостоятельно собирают высокоточную технику. 

Современное состояние отрасли 

На заводах Казахстана проводят сборку 167 моделей автомобилей, в том числе 39 легковых, 22 из которых – мировые бренды. Автомобильная промышленность развивается с оглядкой на мировые тренды и способствует укреплению и продвижению смежных отраслей по производству металла, резины, стекла, электронного оборудования и приборов. 

2023 г. для автомобилестроения Казахстана оказался прорывным. Годовой объем производства увеличился на 60%, было продано более 200 тысяч автомобильной техники, из них 70% автомобилей созданы отечественными производителями. Исчез дефицит на новые машины и стабилизировались цены. 

Объем продаж за 2023 г. новых легковых автомобилей составил 120300 штук, из них на долю:

  • Hyundai пришлось 26%; 
  • Chevrolet – 24%; 
  • Kia – 14%;
  • Cherry – 6%; 
  • Toyota – 5%;
  • на автомобили других брендов – 3%. 

Автомобилестроительные заводы практически полностью перешли на мелкоузловую сборку, то есть установку всех комплектующих авто: шасси, силовых агрегатов, трансмиссии, сидений, руля и всего интерьера салона на одном предприятии. Такой процесс сборки занимает больше времени, но снижает расходы завода за счет использования компонентов отечественного производства и повышает уровень локализации с целью снижения зависимости от импортных поставок и создания добавленной стоимости на продукцию собственного производства. 

Справочная информация. Бюро национальной статистики констатирует, что на сегодняшний день в Казахстане зарегистрировано 5,1 млн автотранспортных средств, из них 4,8 млн – легковые автомобили, 10% от всего количества (507,4 тысячи) приходится на грузовики и 2%, или 105,5 тысяч, – на автобусы. 

На 100 жителей Казахстана приходится 22 автомобиля, личным транспортом обеспечен каждый пятый гражданин. За 5 лет уровень обеспеченности авто в стране вырос на 6,6%. 

В 2024 г. производство автотранспортных средств сократилось на 14,6%. Их общая стоимость составила 815 млрд тенге. Снижение произошло из-за неконтролируемого импорта «серыми» поставщиками несоответствующих техническому регламенту подержанных и новых автомобилей, которые создают проблемы потребителям и угрожают экономической безопасности страны. Другими причинами, по словам президента казахстанского союза автомобилистов А. Макашевой, стали проблемы с логистикой, поставками оборудования, сырья и комплектующих через ближайших соседей. 

По статистическим данным Автомобильного союза, за 3 квартала 2024 г. было произведено: 

  • 55122 автомобилей Allur в Костанае, что на 16,2 % меньше по сравнению с аналогичным периодом 2023 г.; 
  • 29583 автомобилей Hyundai Trans Kazakhstan и Hyundai Trans Almaty, что меньше на 21,9%; 
  • 3933 единицы, больше на 36% выпустили СемАЗ и Daewoo Bus Kazakhstan в Семее; 
  • 1008 штук Qaz Tehna в Карагандинской области; 
  • 812 грузовиков КАМАЗ Инжиниринг в Кокшетау. 

Другие производители поставили на рынок 1758 единиц техники. Итого в 2024 г. казахстанскими производителями было создано 92243 единицы автомобильной техники разных моделей, из них 82877 – легковых, 5896 – грузовых и 1838 – автобусов. Продали в 2024 г. (штук): Hyundai – 26996, Kia – 15105, Chevrolet – 12753, Cherry – 9267, Toyota – 6445, Haval – 6009, Jetour – 5825, Changan – 5539, Geely – 4857. 

Ключевые игроки рынка 

Лидерами казахстанского автомобильного рынка являются следующие крупные предприятия: 

  • Завод «СарыаркаАвтоПром», действующий в Костанае, крупный производитель транспортных средств в РК, на котором собирают модели Chevrolet, Kia, JAC, Jetour, Lada, UAZ, MAN. Несколько месяцев назад стали делать сборку Skoda (модели Kodiaq, Karoq и Kamiq). На производственных мощностях предприятия проводятся сварочные, покрасочные работы, собираются кузова, важные узлы и агрегаты. Это единственный в стране завод, на котором производятся все виды транспорта. 
  • Заводы Hyundai Trans Kazakhstan в Алматы, «Азия Авто», «Агромаш холдинг». Развитие и наращивание экспорта имеет огромное значение для экономики и стимулирует производство экологически чистой продукции за счет внешних финансовых вложений. Средства, полученные от продажи автомобилей за рубеж, частично компенсируют расходы на сертификацию отечественных автомобилей и предоставляют доступ на международный рынок. 

Также доходы от экспорта расширяют возможности применения новейшей техники и создания собственной компонентной базы. Автомобили марок JAC, Hyundai, Ravon экспортируют в основном в Россию и Узбекистан, где они пользуются наибольшим спросом. С начала 2024 г. Казахстан экспортировал 632 автомобиля, а импортировал 84 тысячи. 

Темирханов, советник председателя правления Halyk Finans отметил, что производство автомобилей в стране может стать эффективным при производстве всего одной модели, но в больших масштабах. И при этом подавляющую часть можно отправлять на экспорт. 

Проблемы автомобильной промышленности заключаются в том, что ее политика направлена не на экспорт, а на импортозамещение, что является основной причиной низких результатов. Отечественные производители не заинтересованы в экспорте иностранных машин, сборка которых происходила на их предприятиях, так как на внешнем рынке они не станут конкурентоспособными. 

Государственная помощь 

Правительство создает для производителей автотранспорта «тепличные» условия. Автомобильная промышленность является вторым сектором после сельского хозяйства по уровню государственной поддержки. Предприятиям предоставляются значительные инвестиции, льготные кредиты и субсидии от государства, снижаются налоги, но эти меры не приводят к росту экспорта высокотехнологичной техники. Без изменения политики отрасли и усиленных мер господдержки автомобилестроение из-за высокой себестоимости комплектующих, слабого спроса внутри страны и малых объемов производства не способно активно развиваться. 

В 2022 г. было выделено 100 из 220 млрд тенге, находящихся на счетах оператора РОП, на улучшение и развитие общественного транспорта в Казахстане. Весной 2024 г. были выдвинуты обновленные требования к отечественным производителям: от всего объема выпуска машин доля мелкоузловой сборки должна составлять не менее 50% от всего объема производства. Для этого в автопроме необходимо наращивать локализацию (сейчас она составляет только 20%), ведь чем больше компонентов и запчастей будет производиться внутри страны, тем больше доходов будет поступать в национальную экономику. 

Перспективы развития 

Ключевой задачей заводов в будущем является производство экологически безопасных транспортных средств, разработка и освоение инновационных технологий, использование новейших материалов для создания новых моделей электромобилей. На внутренних маршрутах страны уже курсируют «новинки» отечественного автопрома. 

В Казахстане ведется строительство заводов по производству комплектующих. Так, в промышленной зоне Алматы совместно с китайскими специалистами будет запущен завод по изготовлению автомобильных покрышек, также будут делать сиденья, мультимедийные устройства, брызговики, подкрылки, коврики. Недалеко от Костаная возводится завод по производству выхлопных систем и электрожгутов. Реализация этих проектов на 760 млрд тенге позволит создать 7 тысяч рабочих мест. 

Заключение 

Автомобильная промышленность в Казахстане постепенно развивается, создает большое количество рабочих мест, вносит в государственную казну налоговые отчисления, способствует развитию смежных отраслей, развивает логистические маршруты и сервис, снижает зависимость от зарубежных поставок. Предприятия все больше компонентов производят внутри страны и укрепляют национальную экономику. Развитие отрасли в стране постепенно приводит к ее значимости на международном рынке. Амбициозной целью специалистов автопрома стало создание собственного автомобильного бренда. 

Производитель
Костанайская область, Костанай

Завод «СарыаркаАвтоПром» – это крупнейший автопроизводитель Казахстана, входящий в группу компаний «Allur», который на протяжении долгих лет занимает позиции флагмана Казахстанского автопроизводства.

Производство легковых автомобилей, Производство автобусов, Производство медицинской автотехники
Производитель
Алматы

Стратегический объект для развития отечественного автопрома, позволяющий насытить казахстанский рынок новыми автомобилями и обеспечить их экспорт в страны СНГ.

Производство легковых автомобилей
Другие публикации
04 февраля 2022 10:52
Северо-Казахстанская область расположена на...
20 марта 2023 16:31
Туркестанская область находится в южной части...
12 июля 2023 09:33
Развитие одной из самых наукоемких отраслей,...