Легкая промышленность Алматинской области
Экономика Алматинской области является одной из самых высокоразвитых на территории Казахстана. Во-первых, регион играет связующую роль по организации транспортно-логистических связей между Россией, Китаем и республиками Средней Азии. Во-вторых, именно здесь располагается крупнейший деловой центр и бывшая столица страны, мегаполис с более чем 2 млн населением – город Алматы.
Основной вклад в структуру ВРП области, в первом полугодии 2021 года составившим 5846,4 млрд тенге, вносит промышленность, доля которой составляет 26,9%. Организована работа свыше 1000 предприятий, из них 85,4% заняты в сфере обрабатывающей индустрии. Регион располагает 14 219 рабочими местами, в том числе 3 649 стабильно функционирующими на протяжении последних лет.
Социальная значимость, экономические показатели
Одной из важных составляющих региональной экономики выступает лёгкая промышленность, являющаяся приоритетной в Казахстане в силу своей социальной значимости. Она не только обеспечивает население одеждой и обувью, а также широким ассортиментом товаров массового спроса и потребления, но и предоставляет возможность трудоустройства женскому населению области.
За последние годы отрасль показывает неплохую динамику развития. Так, в 2019 году наблюдалось увеличение производства на 29%. А за 11 месяцев 2020 года доля в общереспубликанском объёме производства продукции лёгкой промышленности составила 13,2%. Выпуск текстиля, одежды, кожи и обуви достиг в январе-декабре 2020 года 17 млрд тенге, в январе-сентябре 2021 года – 14,7 млрд тенге. По итогам 2020 года Алматинская область заняла лидирующее положение по пошиву одежды, обеспечив 18,8% производства на сумму в 10,1 млрд тенге. Рост объёмов на 36% в сравнении с 2020 годом был зафиксирован в 2021 году.
Согласно проведённому АО «ЦМАИ» в 2004 году «Анализу состояния и перспективных направлений развития текстильной промышленности в Республике Казахстан», сегментация спроса на отраслевую продукцию по видовому признаку (отражающая фактическую ёмкость потребительского рынка) в регионе была представлена:
- хлопчатобумажными тканями – 62,0 млн м2;
- шерстяными тканями – 5,0 млн м2;
- чулочно-носочными изделиями – 9,3 млн пар;
- трикотажными изделиями – 8,2 млн штук;
- коврами и ковровыми изделиями – 0,2 млн м2;
- одеждой – 3,1 млн штук.
Ведущие производители
Сегодня основную долю рынка обеспечивают:
- ТОО ТФ «Ажар», занятое изготовлением формы для силовых ведомств, спецодежды, костюмов, мягкого инвентаря.
- ТОО «GLASMAN», ориентированное на выпуск классической одежды для мужчин под маркой немецкого бренда.
- ТОО «Универсал», ТОО «Каргалы-1», освоившие производство текстиля.
- ТОО «Отраслевой оптовый центр лёгкой промышленности Казахстана «Texti Market», ТОО «Медиатекс-Н», ТОО CLOTWELL, нацеленные на удовлетворение потребности в предметах одежды.
- ТОО «Almaty Tannery+», ТОО «Дархан-МНМ», ТОО «CLASSIK SHOES» – организации по выпуску кожаных изделий и сопутствующей продукции.
Проблемы
Несмотря на то что за первые пять месяцев 2021 года в Алматинской области изготовлено одежды на 3,8 млрд тенге (лучший показатель в стране, демонстрирующий рост на 12,9% по сравнению с тем же периодом 2020 года), подавляющая часть населения продолжает приобретать импортные изделия. Отечественное производство удовлетворяет лишь 1% спроса на продукцию лёгкой промышленности.
Сказывается, прежде всего, дороговизна организации производства. Государство оказывает предприятиям поддержку, предоставляя кредиты, залоги, льготы и преференции. Однако они малоэффективны, и этого недостаточно, чтобы быть в общемировом тренде, регулярно обновляя производственные мощности. В стране ощущается острый дефицит сырья. Натуральные отечественные материалы практически не перерабатываются в Казахстане и уходят на экспорт.
Кроме того, ощущается сильное давление со стороны импортных производителей и поставщиков контрафактной продукции. Отсутствует стабильность в плане формирования портфеля заказов, что негативным образом сказывается на процессе производства и приводит к повышению цен (майский индекс 2020 года потребительских цен на верхнюю одежду в регионе составил 106,1%). Ещё одна серьёзная проблема заключается в невозможности быстрого реагирования на сезонную конъюнктуру рынка, что весьма актуально для производителей обуви и одежды.
По оценкам ведущих специалистов страны, такое положение дел требует скорейшей разработки и принятия Концепции по долгосрочному поэтапному развитию лёгкой промышленности Казахстана. Данный документ определит цели и задачи как по стране, так и в регионах, способных взять на себя роль драйвера роста столь важной для республики отрасли экономики. Предприятия легкой промышленности смогут «одеть и обуть» всё население страны и развернуть вектор поставок в обратную сторону.
«ТФ Ажар» — старейшее предприятие в Республике, с производственной площадью 4,7 тыс. м², на которой размещены 1000 рабочих мест.
Группа компаний GLASMAN - это бренд с богатой историей.
Двадцать один год успешного присутствия на рынке, пять швейных цехов, более 900 членов команды, сотрудничество с известными брендами, работа над интереснейшими казахстанскими и зарубежными проектами. Мы полны опыта и планов. TEXTILINE есть чем гордиться, есть к чему стремиться, и есть, о чём рассказать.
«Медиатекс–Н» является одним из наиболее динамично развивающихся предприятий легкой промышленности Казахстана и Центральной Азии, оснащенное современным оборудованием и технологиями.
Каждый день в CLOTWELL стремимся повысить удовлетворенность клиентов и завоевать их доверие благодаря долгосрочным отношениям, будучи ответственными и неизменно обеспечивая качество.
Мы являемся одним из самых крупных производителей кожи в стране.
ТОО «Дархан-МНМ» существует с 2002 года.