Перспективы развития машиностроительного комплекса Казахстана

02 июля 2023 13:55
Категория: Машиностроение
rollingstockworld.ru rollingstockworld.ru

Машиностроение – одна из приоритетных отраслей экономики Казахстана, пока что не получившая должного уровня развития в силу сложившейся исторической реальности. Однако страна может обеспечить своё индустриальное будущее. 

Текущее состояние и вызовы 

В начале своего независимого становления Казахстан принял курс на всеобщую индустриализацию. Вектором развития стала обрабатывающая промышленность. Машиностроение является основным направлением в рамках государственной программы индустриально-инновационного развития. 

Текущее положение машиностроительной отрасли в Казахстане: основные игроки, проблемы сектора 

Положение казахстанского машиностроения пока что остаётся достаточно сложным. Фактически по уровню развития оно на несколько десятилетий отстаёт от экономически передовых стран. Одна из весомых причин здесь заключается в том, что отрасль очень многое потеряла, а взамен не так уж много приобрела. Если в 1991 году количество задействованных здесь предприятий составляло 1800, то сейчас их порядка 3000, из которых лишь 500 сопоставимы с теми, что функционировали более трех десятилетий назад. 

В Казахстане на долю машиностроения в ВВП приходится меньше 2%, при этом её составляющая в обрабатывающей промышленности не превышает 10%. Лишь 0,8% от общего числа занятых осуществляют здесь свою трудовую деятельность. При этом основные мощности отрасли сосредоточены на обеспечении нужд добывающих отраслей страны. 

Это привело к тому, что в затратах на импорт доля приобретаемого машиностроительного оборудования составляет 40%. В то время как сама Республика Казахстан в 2016 году при отраслевой доле в общем объёме экспорта в 1,9% насыщала мировой рынок оборудованием и машинами на 0,01%. 

Нельзя сказать, что здесь ничего не предпринимается. Ёмкость казахстанского рынка машиностроения достаточно велика и продолжает непрерывно расти. Согласно данным АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта «QazIndustry», в течение 7 месяцев 2022 года его объём составил 11,6 млрд $, при этом 81,5% (9,5 млрд $) потребностей было удовлетворено за счёт импорта. С 2000 по 2018 годы объёмы производства машиностроительной продукции в республике выросли в 24 раза, достигнув в ценовом выражении отметки в 1,1 трлн тенге. 

Объёмы производства машиностроительной отрасли республики за 2022 год составили 3 114,9 млрд тенге. По отраслевым направлениям картина следующая (в скобках приведены показатели 12-ти месяцев 2021 года): 

  • Автомобилестроение – 1229,9 млрд тенге (769,5 млрд тенге). Тон здесь задают ТОО «Hyundai trans auto», АО «Камаз-инжиниринг, ТОО «DAEWOO BUS KAZAKHSTAN», ТОО «СарыаркаАвтоПром. 
  • Сельскохозяйственное машиностроение – 208,7 млрд тенге (167,3 млрд тенге). Основные производственные мощности сосредоточены на АО «Агромашхолдинг KZ», ТОО «Казахстанская Агро Инновационная корпорация» /КАИК/, ТОО «Костанайский Тракторный Завод», ТОО «Машиностроительный завод МТЗКазахстан», ЧК «Kazrost Engineering ltd», ТОО фирма «ДАФА». 
  • Железнодорожное машиностроение – 283,3 млрд тенге (286,1 млрд тенге). АО «Локомотив құрастыру зауыты», ТОО «Электровоз құрастыру зауыты», ТОО «Вагоностроительный завод «Тұлпар», ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания», ТОО «Проммашкомплект», ТОО «Format Mach Company» занимаются выпуском локомотивов, а также пассажирских и грузовых вагонов. 
  • Горнорудное машиностроение – 35,8 млрд тенге (26,1 млрд тенге). Здесь основную роль играют ТОО «Maker», ТОО «Машзавод», ТОО «Востокмашзвод». 
  • Нефтегазовое машиностроение – 72,6 млрд тенге (68,5 млрд тенге). Ведущие отраслевые предприятия: АО «Петропавловский завод тяжелого машиностроения», ТОО «АтырауНефтеМаш», АО «Мунаймаш», АО «Каскор-Машзавод», АО «Актюбинский завод нефтяного оборудования». 

Анализ вызовов: доступ к новейшим технологиям и конкурентоспособность

Машиностроительная промышленность не существует сама по себе. Ведь её основная задача заключается в том, чтобы удовлетворять потребность народного хозяйства и других отраслей, поставляя высококачественную и конкурентоспособную продукцию. 

Здесь казахстанским машиностроителям очень далеко до своих зарубежных коллег. Проблема заключена, прежде всего, в правительственных методах поддержки местной промышленности, обеспечивающих зелёную улицу своим производителям, занятым поставкам лишь на внутренний рынок. В условиях ограниченной экономики им просто негде развернуться по причине малых масштабов. 

Хотя некоторая конкурентоспособная продукция всё же имеется. Примером таких предприятий выступает Степногорский подшипниковый завод, занятый поставками своей продукции железнодорожникам, и Усть-Каменогорский арматурный завод, изготавливающий арматуру для магистральных трубопроводов. 

Другое интересное начинание, инициированное руководством республики, – предъявляемое к иностранным партнёрам требование «Сделай в Казахстане». Главное условие – размещение производства в стране в обмен на подписанные соглашения. В рамках такой инициативы компания «Тенарис» запустила на территории Актау завод по нарезке насосно-компрессорных и обсадных труб стоимостью 40 млн $, а всемирно известная «Шнайдер электрик» приступила к изготовлению ряда модульных трансформаторных подстанций. 

Перспективы и инновации 

Учитывая импорт значительной части – 4/5 машиностроительного оборудования, у казахстанской отрасли, опирающейся к тому же на глобальную господдержку, открываются перспективы перехватить столь весомую в финансовом отношении нишу рынка. 

Перспективы развития машиностроительного комплекса Казахстана, включая новые технологии и тренды, влияющие на отрасль 

Перспективы развития лежат в: 

  • наследовании советского индустриального прошлого; 
  • постоянной поддержке со стороны государственной власти; 
  • наличии огромного количества полезных ископаемых, требующих для своего освоения наращивания отраслевых мощностей;
  • научно-исследовательской деятельности профильных институтов и университетов, совмещаемой с активной подготовкой кадров; 
  • активном привлечении крупнейших транснациональных компаний в лице Alstom, General Electric, СМС–JAC Motors, Hyundai и целого ряда других с целью встраивания в цепочки наращивания окончательной стоимости (выпуск электротехники от Schneider Electric на базе ТОО «Силумин-Восток», изготовление вентиляционного оборудования LG Electronics на производственных мощностях ТОО «Алмаатинский вентиляторный завод»); 
  • развитии кооперации с близлежащими государствами Средней Азии, Россией и Китаем. 

Одним из наиболее удачных примеров стало развитие казахстанского автомобилестроения, нацеленного на выпуск почти 200 марок легковых и грузовых автомобилей, активно продвигаемых как на рынки страны, так и на экспорт. Поддержку всем проводимым в данной сфере начинаниям оказывает ключевой финансовый институт Правительства Казахстана холдинг АО «НУХ Байтерек». 

Программные инициативы и поддержка государства для стимулирования инноваций

С целью повышения конкурентоспособности машиностроительной отрасли, наращивания экспортного потенциала, внедрения новых технологий Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК совместно с ОЮЛ «Союз машиностроителей Казахстана» разработана Дорожная карта развития машиностроения РК на 2019-2024. В рамках проекта на основе разработки и внедрения комплекса мер поддержки налогового, финансового и административного характера предусматривается повышение производительности труда в машиностроительной отрасли в 1,7 раз. 

Кроме того, согласно самым последним сообщениям информационных агентств, датируемых 30 июня 2023 года, в сентябре на VI форуме машиностроителей Казахстана (ожидается присутствие 1 тыс. участников из 30 государств) планируется обсуждение с представителями бизнес-сообщества Проекта комплексного плана развития машиностроения Казахстана на 2019-2023 годы. 

Открытие новых заводов и предприятий. Возможности роста 

На текущий момент наиболее развитыми отраслями выступают автомобильное, сельскохозяйственное, нефтегазовое, железнодорожное, электротехническое и горнорудное машиностроение. В последние годы здесь продолжает происходить формирование новых субъектов хозяйствующей деятельности. 

Так, в сфере автомобилестроения на территории города Алматы в 2020 году запущен в эксплуатацию завод Hyundai Trans Kazakhstan, уже поставивший на рынок свыше 30 тыс. автомобилей. В 2019 году совместно с партнёрами из Китая введён в эксплуатацию завод по серийному выпуску тракторов марки LOVOL. Тогда же начало осуществлять свою деятельность по выпуску сельхозтехники марки «Кировец» предприятие из города Костанай мощностью в 700 единиц техники в год.

Лидерами рынка нефтегазового сектора машиностроения являются: 

  • ТОО «Белкамит»; 
  • ТОО «АтырауНефтеМаш»; 
  • АО «Усть-Каменогорский арматурный завод»; 
  • АО «Петропавловский Завод Тяжелого Машиностроения». 

На предприятиях ведутся переговоры по получению международных сертификатов качества. Это открывает значительные возможности для будущего экспорта их продукции. 

На протяжении последних 13 лет в области железнодорожного машиностроения вступили в строй 4 новых завода: АО «Локомотив курастыру зауыты», ТОО «Электровоз құрастыру зауыты», ТОО «Проммашкомплект», ТОО «Вагоностроительный завод «Тұлпар». На повестке дня стоят вопросы выпуска электромобилей, промышленных роботов, умных систем, изделий умного машиностроения. С этой целью 55 вузов и 132 колледжа страны ежегодно выпускают 25 тыс. молодых специалистов. 

Заключение 

Машиностроение в Казахстане признано основным направлением в рамках индустриально-инновационного развития. Поэтому, несмотря на целый ряд трудностей, обусловленных текущими общемировыми процессами и их последствиями (пандемией и другими негативными факторами), а также внутригосударственными проблемами (недостаток кадров и отсутствие нужных специалистов, устаревшая материально-техническая база и т. д.) отрасль продолжает совершенствоваться и развиваться, преодолевая все возникшие здесь вызовы и сложности. 

Производитель
Алматы

Стратегический объект для развития отечественного автопрома, позволяющий насытить казахстанский рынок новыми автомобилями и обеспечить их экспорт в страны СНГ.

Производство легковых автомобилей
Производитель
Акмолинская область, Кокшетау

АО «КАМАЗ-Инжиниринг» — крупнейшее совместное казахстанско-российское предприятие в городе Кокшетау по сборке грузовиков, самосвалов и спецтехники на шасси КАМАЗ.

Производство грузовых автомобилей
Производитель
Восточно-Казахстанская область, Семей

ТОО «Daewoo Bus Kazakhstan» является отечественным товаропроизводителем городских и пригородных автобусов марки «Daewoo» среднего и большого класса.

Производство автобусов
Производитель
Костанайская область, Костанай

Завод «СарыаркаАвтоПром» – это крупнейший автопроизводитель Казахстана, входящий в группу компаний «Allur», который на протяжении долгих лет занимает позиции флагмана Казахстанского автопроизводства.

Производство легковых автомобилей, Производство автобусов, Производство медицинской автотехники
Производитель
Костанайская область, Костанай

Акционерное общество «АгромашХолдинг KZ» - единственное в Казахстане промышленное предприятие, производящее зерноуборочные комбайны марки «ESSIL», трактора LOVOL, дополнительную продукцию в широком ассортименте, является эксклюзивным дистрибьютором продукции ОАО «Гомсельмаш» на территории РК.

Производство тракторов, Производство агрегатов, запчастей
Производитель
Акмолинская область, Кокшетау

ТОО «Казахстанская Агро Инновационная Корпорация» образована в 2010 году и является дочерним предприятием холдинга «Вираж», занята в сфере сборки и поставки сельскохозяйственной, специализированной и коммунальной техники. АО "Фонд развития предпринимательства" которые являются основными финансовыми оператором и агропромышленных проектов в Республике Казахстан.

Производство комбайнов, Производство почвообрабатывающего оборудования
Производитель
Костанайская область, Костанай

Основная идея тракторов «Кировец» - высокая производительность, отличная проходимость и маневренность, простота и надежность конструкции, ремонтопригодность, агрегатирование как c традиционными, так и c современными широкозахватными комплексными почвообрабатывающими и посевными орудиями и машинами.

Производство тракторов, Производство с/х техники, навесного оборудования
Производитель
Костанайская область, Костанай

Завод по производству тракторов «BELARUS» в Республике Казахстан - ТОО Машиностроительный завод МТЗ-Казахстан» был создан 1 сентября 2018 года.

Производство тракторов, Производство агрегатов, запчастей
Производитель
Астана

ЧК «Kazrost Engineering» – это казахстанский производитель сельскохозяйственной техники бренда РОСТСЕЛЬМАШ.

Производство с/х техники, навесного оборудования
Производитель
Астана

АО «Локомотивосборочный завод» - единственный завод в Республике Казахстан по производству современных локомотивов.

Вагоностроение, Локомотивостроение, Производство путевой техники
Производитель
Астана

В 2011 году в Астане был построен завод по производству скоростных пассажирских вагонов «Тулпар-Тальго», не имеющий аналогов в СНГ.

Вагоностроение, Локомотивостроение, Производство путевой техники
Производитель
Павлодарская область, Экибастуз

ТОО «Проммашкомплект» единственное в Казахстане предприятие по выпуску цельнокатаных железнодорожных колёс.

Обслуживание и ремонт ж/д транспорта
Производитель
Павлодарская область, Павлодар

Format Mach Company является производителем среднего вагонного литья.

Производство металлоизделий
Производитель
Карагандинская область, Караганда

Завод имеет мощную производственную базу, что позволяет максимально точно удовлетворить запросы каждого заказчика при производстве изделий, начиная от воплощения идеи в проекте до момента сдачи готового объекта «под ключ».

Металлургическое и литейное машиностроение
Производитель
Восточно-Казахстанская область, Усть-Каменогорск

АО «Востокмашзавод» является одним из крупнейших в Республике Казахстан предприятием по изготовлению горно-шахтного и металлургического оборудования.

Производство горнодобывающего оборудования
Производитель
Северо-Казахстанская область, Петропавловск

АО «ПЗТМ» - одно из крупнейших машиностроительных предприятий Казахстана по изготовлению оборудования для нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей, нефтехимической, химической, газовой, энергетической и других отраслей промышленности на основе современных технологий, в соответствии со стандартами ГОСТ, ОСТ, СТРК, ТЕМА, ASME и API с учетом пожеланий заказчика.

Производство горнодобывающего оборудования, Металлургическое и литейное машиностроение, Производство оборудования для геологоразведочных работ
Производитель
Атырауская область, Атырау

Производство и выпуск сложного крупногабаритного оборудования для объектов нефтегазовой, нефтехимической, нефтеперерабатывающей и строительной промышленности.

Производство нефтегазового оборудования
Производитель
Северо-Казахстанская область, Петропавловск

Наше предприятие АО «Мунаймаш» образовалось в 1941 году на базе
эвакуированного Таганрогского завода «Красный гидропресс» и во время Великой Отечественной войны работало на оборону.

Производство нефтегазового оборудования
Производитель
Мангистауская область, Актау

Сейчас АО «Каскор Машзавод» известен как один из ведущих машиностроительных предприятий Мангистауской области, выпускающий целую линейку нефтепромыслового и химического оборудования для нужд нефтегазовых предприятий.

Производство оборудования для бурения, ремонта скважин
Производитель
Актюбинская область, Актобе

АО «Актюбинский завод нефтяного оборудования» является одним из крупнейших специализированных машиностроительных предприятий Казахстана по производству комплексного нефтепромыслового оборудования.

Производство насосного оборудования, Производство газопламенного оборудования, Производство нефтегазового оборудования
Производитель
Акмолинская область, Степногорск

Степногорский подшипниковый завод — крупнейший производитель подшипников в Республике Казахстан.

Производство прочего оборудования
Производитель
Восточно-Казахстанская область, Усть-Каменогорск

«Усть-Каменогорский арматурный завод» более 40 лет проектирует, разрабатывает, производит и осуществляет поставку трубопроводной арматуры и нефтегазопромыслового оборудования, которые находят широкое применение на нефтегазовых объектах России, государств СНГ, а также в странах дальнего зарубежья.

Производство трубопроводной арматуры и деталей, Производство металлоизделий
Производитель
Мангистауская область, Актау

Тенарис является ключевым изготовителем и поставщиком труб нефтегазопромыслового сортамента в Казахстане.

Производство оборудования для бурения, ремонта скважин
Производитель
Алматы

ТОО «Белкамит» осуществляет проектирование и изготовление широкой номенклатуры продукции в соответствии с требованиями национальных и международных стандартов (ГОСТ, СНиП, ТР ТС, ПНАЭ, ASME, API, BS, EN, DIN) для нефтегазодобывающих, нефтегазоперерабатывающих компаний.

Производство горнодобывающего оборудования, Металлургическое и литейное машиностроение
Другие публикации
05 августа 2024 10:04
Черная металлургия – ведущая отрасль экономики...
02 февраля 2022 14:35
Алматинская область – один из крупнейших...
01 февраля 2022 14:20
Одна из наиболее высокотехнологичных отраслей...